Центр развития молодежного предпринимательства
в сфере радиоэлектроники МГТУ им. Н.Э. Баумана

При поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы

С чего начать?

Каждый из нас время от времени, задает себе вопрос, в чем секрет успеха в жизни? И как найти свой уникальный путь в жизни? Может быть, на дороге под названием «бизнес»? Но мы видим, что некоторые люди достигают успеха в бизнесе, а другие в то же самое время терпят неудачу. И какими факторами и секретами в построении бизнеса пользуются успешные люди, чтобы осуществить свои мечты? С чего начать свой бизнес? Да и стоит ли начинать бизнес? Зачем мне это? Смогу ли я раскрутить бизнес? Когда задуматься об открытии фирмы? Кого взять в партнеры? Эти ключевые вопросы задает себе каждый начинающий предприниматель.

За время работы в сфере бизнеса, а затем в Проектном бизнес-инкубаторе МГТУ им. Н.Э. Баумана, мне довелось встречаться с сотнями успешных и не очень предпринимателей, но у абсолютного большинства начать свой бизнес с нуля получилось, либо случайно, либо явилось продолжением тематики работы по найму. В начале никто не строил планов быстро разбогатеть. С другой стороны, у всех собеседников, кто не стал делать свой бизнес, наготове была причина, по которой они до сих пор работает «на дядю». Кому-то негде взять стартовый капитал, кто-то больше всего ценит стабильность, у кого-то нет достойной с его точки зрения бизнес-идеи, кто-то считает риски слишком высокими и т.д. В результате сравнения ответов двух сторон получается, чтобы начинать свой бизнес с нуля, у Вас должен присутствовать важнейший фактор для принятия решения – наличие СИЛЫ ВОЛИ! Следующий фактор для того, чтобы стать бизнесменом и начать свое дело — ГОТОВНОСТЬ! На этапе становления Вашего бизнеса придется очень много работать, очень много думать, учиться, набираться опыта, расходовать силы, время и средства, и при этом ничего не зарабатывать. ТЕРПЕНИЕ – это третий фактор, который поможет Вам создать свое дело! А дальше чаще всего получается, что специально решения открыть свой бизнес принимать и не надо, все происходит само собой.

И вот Вы уверены, что все три фактора в той или иной степени у Вас есть. Следующим шагом начинаем «ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕСА».
Проектирование бизнеса заключается в разработке бизнес-модели — последовательных этапов развития бизнеса. Помощь в проектировании бизнеса осуществляют специалисты Центра с участием экспертов по отраслям (менторов и консультантов). Но окончательное проектирование бизнеса может осуществить сам проектный коллектив с учетом специфики продукта, компетенций людей, входящих в коллектив, доступных ресурсов и целей, которые ставят перед собой члены этого коллектива.

1. Начинаем с самого важного – находим проблемы, противоречия, определяем потребности, их причины и укрупненный круг интересантов, потенциальных конкурентов.
2. Потребности определяют цели, которые должны быть достигнуты, чего хотим. Появляется БИЗНЕС-ИДЕЯ, даже точнее сказать бизнес-желание.

Бизнес-идея — краткая идея продукта и рынка, первоначальное видение бизнеса.

3. Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач.
4. Сформулированные задачи определяют набор необходимых ресурсов (материальных, финансовых, временных, людских и т.д.). Появляется БИЗНЕС-КОНЦЕПЦИЯ.

Бизнес-концепция – основное содержание бизнеса, более проработанная бизнес-идея с точки зрения перспектив рынка. Здесь уже есть понимание, что за продукт, откуда он берется, кому и как продается, сколько стоит, кто конкуренты, в чем наше отличие от них, насколько оно устойчивое. Сколько всего можно продать этого продукта (общая емкость рынка) и сколько из этого продать можем мы (целевая доля рынка).

5. Далее аудит имеющихся доступных ресурсов формулирует их дефицит и проблемы их получения.
6. По итогам аудита ресурсов корректируются задачи и определяется достижимость поставленных целей.
7. Создаем первый вариант проекта или БИЗНЕС-МОДЕЛЬ.

Бизнес-модель – детальное описание бизнеса с проработкой всех бизнес-процессов:
• какие проблемы потенциального потребителя продукта,
• какие выгоды получает наш потребитель,
• кто, как и с помощью чего создает продукт,
• кто, как и с помощью чего находит покупателя на продукт,
• кто, как и с помощью чего осуществляет доставку продукта потребителю,
• кто, как и с помощью чего осуществляет расчет с покупателем и т.п.

8. Проект будут реализовывать люди, соратники, а для них нужна мотивация.
9. После формирования своей команды на базе бизнес-модели разрабатывается БИЗНЕС-ПЛАН.

Бизнес-план – план мероприятий по созданию и развитию бизнеса с существующего на стартовый момент времени состояния до целевого состояния, описанного в бизнес-модели.

На этом первый этап нашей деятельности под названием «Проектирование бизнеса» заканчивается и начинается второй этап «Развития проекта» — непосредственное решение сформулированных задач и достижение поставленных целей. Об этом поговорим позже.

Очевидно, что открытие свого дела – большая ответственность. Это самые трудные шаги любого бизнесмена. И даже на первый взгляд незначительная допущенная ошибка может стать без преувеличения фатальной. Семинары, тренинги, менторская поддержка, организуемые в Центре, помогают начинающим предпринимателям избежать подобных ошибок, сформировать бизнес-идею и определить бизнес-модель. И если Ваша бизнес-идея или задумка пришла в голову недавно, и нет четкого представления о самом продукте, рынке и т.д., самое время поговорить с консультантами Центра развития молодежного предпринимательства в сфере радиоэлектроники Университета (www.cpr.bmstu.ru).

17-02-2014
Николай Козлов
knv@bmstu.ru